пятница, 31 августа 2012 г.

Сломанная жизнь допинговых чемпионов из бывшей ГДР ("Le Figaro", Франция).

Каролина Брюно (Caroline Bruneau)





© Коллаж: «Голос России»
© Коллаж: «Голос России»
Он с грохотом роняет медали на пол. Десятки металлических кружочков, больших, маленьких, тяжелых, большинство из них – золотых. В его магазине армейских товаров в пригороде Магдебурге они хранятся вперемешку в простом ящике. Андреас Кригер (Andreas Krieger) вынимает его, когда в магазин заходят журналисты. Между вопросами он успевает дать им примерить военные каски и рубашки. Кто-то из них, может быть, увезет домой сувенир, приобретенный у чемпиона Европы. Или, скорее, бывшей чемпионки Европы. Сложно поверить, когда разговариваешь с этим огромным бородатым мужчиной с широкими ручищами: 45 лет назад он был маленькой девочкой, которую при рождении назвали красивым именем Хайди.

История Хайди Кригер (Heidi Krieger) похожа на истории еще 10 000 спортсменов из ГДР, страны, которая сделала ее знаменитой и разрушила ее жизнь. Ее заметили в школе, и с 13 лет она начала тренировки повышенного уровня сложности в спортклубе «Динамо», государственной спортивной федерации Восточного Берлина. Хайди была высокой и крепкой девочкой, она толкала ядро лучше других. Для того, чтобы она стала еще выше и сильнее, ей давали витамины в маленьких голубых капсулах. В 1986 году Хайди выиграла Чемпионат Европы в своей дисциплине, толкнув ядро на 21,10 метра. Восточногерманским атлетам повезло. Их сограждане были заперты за железным занавесом, а они могли путешествовать. Хайди побывала в Нью-Йорке – Андреас показывает фотографию 1985 года на крыше Empire State Building. «Я спросил, где туалет, и мне показали мужской туалет. Люди уже видели то, чего я еще пока не замечал», - вспоминает он сегодня. Хайди в легкой юбочке и рубашке, с короткой стрижкой и косой саженью в плечах действительно выглядит на этой фотографии очень странно.
Кодовое название «План 14.25»

Физические преобразования начались под влиянием анаболического стероида Орал-Туринабол – тех самых голубых капсулл. Рост мышечной массы, физической выносливости и скорости. В 1980 годах его невозможно было распознать, а вкупе с тестостероном он делал из девушек в расцвете пубертатного периода гибридных существ с повышенным оволосением и баритоном. Архивы Штази, которые были обнаружены в 1991 году в военном госпитале в Бад Сарове, сняли покров тайны с этого дела. В 1965 году коммунистическая диктатура запустила план систематического допинга под кодовым названием «План 14.25». Для «маленькой республики» спорт был еще одним способом добиться международного признания.

Инес Гайпель (Ines Geipel) обнаружила недюжинные способности к бегу в 16 лет, на школьных соревнованиях. Сразу же после них ее направили в тренировочный центр города Йена в Тюрингии. Там также находилась штаб-квартира компании «JenaPharm», лаборатории, где разрабатывались допинговые средства. В 1984 году, в ходе тренировочной командировки для подготовки к Олимпийским играм, она разрабатывает план побега: она этого еще не знает, но судьба ее предречена. Несмотря на рекорд на дистанции 4x100 метров, который она поставила этим летом, спортивные инстанции решили от нее избавиться. Под предлогом операции по удалению аппендицита, хирург изуродовал ее живот, разрезав его, как придется.

«Мне хотя бы повезло, потому что меня начали накачивать допингом в 17 лет, когда пубертатный период уже завершился», - рассказывает она. В ее берлинской квартире полно книг. В августе 1989 года она покинула ГДР, тайно перейдя границу с Австрией. Сейчас Инес – преподаватель литературы и театроведения, она борется за права бывших спортсменов, которые, как и она, потеряли здоровье из-за восточногерманской тренировочной системы. «Они выбирали тех, кто лучше всего был восприимчив к допингу, поскольку это давало тренерам полный контроль за их результатами», - объясняет она.
Жертвы объединения Германии
Эти спортсменки рассказывают свою историю в многочисленных книгах – о выкидышах, попытках самоубийства, спровоцированных приемом анаболиков, о детях, родившихся хромыми или гидроцефалами. В своей книге под названием «No Limit. Сколько допинга может вынести общество?», опубликованной как раз накануне Олимпийских игр в Пекине, Инес описывает борьбу восточногерманских спортсменов и то, как объединенная Германия закрывала глаза на проблему допинга. С 1998 по 2000 годы она принимала участие в первом коллективном процессе бывших спортсменов против Манфреда Эвальда (Manfred Ewald), бывшего спортивного руководителя  в ГДР и главного врача Манфреда Хопнера (Manfred Hoppner). В конце концов Берлинский суд заявил, что не хватает доказательств причинно-следственного характера. По мнению судей, невозможно точно доказать, что одновременный прием крупных доз тестостерона и эстрогена стал причиной деформации матки, различных видов рака, сердечных болезней или проблем с сексуальной ориентацией у спортсменов. Двух бывших руководителей приговорили к условному наказанию. В 2006 году, после шестилетнего разбирательства, 167 жертв получили из фонда возмещения ущерба 9250 евро. «JenaPharm», которая сейчас принадлежит международной группе «Bayer», выплатила им еще 17 000 евро. С трудом хватит на рампу для детей, оказавшихся в инвалидных колясках.

Объединенная Германия любой ценой хочет прекратить судебные преследования в отношении старого режима. И у нее есть на то причины: после падения Берлинской стены спортивные федерации ФРГ и ГДР просто-напросто объединились в одну. Бывшие тренеры и спортивные чиновники из ГДР продолжали работать, а медики – наносить ущерб. Микаэль Эттель (Michael Oettel), руководитель научно-исследовательской деятельности «JenaPharm», разработал в 1981 году спрей для носа с тестостероном. Он был выпущен в производство лишь в 1991 году, однако бывшим научным сотрудникам удалось в 1995 году запатентовать этот продукт, который сейчас расходится на ура в американских спортзалах. Врач Райнер Хартвич (Rainer Hartwich), научный сотрудник «JenaPharm», продолжил свою деятельность во главе одной из клиник и стал впоследствии немецким гуру, возглавившим борьбу с импотенцией.
Для тренеров объединение Германии тоже ничего не изменило. Томас Спрингштейн (Thomas Springstein), работавший с 1984 года, продолжил и впоследствии тренировать женщин в спринте – Катрин Краббе (Katrin Krabbe), Зильке Моллер (Silke Moller) и Грит Брейер (Grit Breuer). В 1992 году всех троих уличили в допинге, Крабе и Моллер оставили спорт после трехлетней дисквалификации. В 1997 году Брейер вернулась на беговую дорожку и выиграла вместе с немецкой командой эстафету 4x400 метров на Чемпионате мира в Афинах. Год спустя она выиграла две золотых медали на Чемпионате Европы в Будапеште. Тренер, который также стал ее спутником жизни, обращался с ней очень и очень предупредительно.
Последние воспоминания об ушедшем прошлом

Благодаря Пераите (Peraita), бывшему испанскому бодибилдеру, переквалифицировавшемуся во владельца клиники, Спрингштейн получил доступ к тестостерону, гормонам роста, анаболикам в больших количествах, а в 2002 году перешел на репоксиген, трансгенетический препарат для пациентов, страдающих анемией. Он позволяет впрыскивать молекулы эритропоэтина прямо в мускулы. Единственный недостаток – этот препарат тестировали только в 2002 году, на мышах, известно, что он может спровоцировать смертельную иммунную реакцию. Когда в 2004 году, после обнаружения электронной переписки между Спрингштейном и Пераитой, разразился скандал, силы Грит Брейер были уже на исходе. Она завершила свою карьеру спустя полгода. В 2002 году Спрингштейн заявил газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung»: «На Чемпионате мира не могут соревноваться одни только спортсмены. Я не вижу, каким образом мы можем отказаться от допинга». В тот момент Немецкая федерация атлетики только-только выбрала его тренером года.
Германии удобно закрывать глаза на последствия допинга. В стране, в которой футбольные соревнования остались единственным местом, где можно вытащить флаг без опасения быть заподозренным в ностальгии по фашизму, спорт остается предметом национальной гордости и средством влияния. Большое количество бывших спортсменов из ГДР, 80% из которых живут на социальное пособие, отказалась принимать участие в коллективных процессах. Медали и рекорды остались единственными славными воспоминаниями об ушедшем прошлом. В апреле 2009 года Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble), министр внутренних дел, отвечающий за вопросы спорта, попросил бывших тренеров принести извинения спортсменам, чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос.

Изучение последствий допинга тоже продвигается весьма неспешно. Первое университетское исследование, основанное на архивных документах, будет опубликовано только в 2012 году. А пока мировой рекорд на дистанции в 400 метров Мариты Кох (Marita Koch) остается записан в скрижалях Международной Федерации плавания. Когда такие спортсмены, как Андреас Кригер или его супруга, бывшая пловчиха Ута Краузе (Ute Krause) выступили против проведения Олимпийских игр в коммунистическом Китае и выразили сомнение в результатах пловчих, которые побили рекорды ГДР, их никто не слушал. После смены пола в 2002 году Андреас Кригер раз в две недели колет себе мужские гормоны. «Нигде раньше не наблюдалось такого мастерства, как в большом спорте ГДР», - заявил король футбола Франц Бекенбауэр (Franz Beckenbauer) в момент объединения Германии. Вряд ли сейчас спортсмены разделяют его мнение.
Взято с сайта. 
http://rus.ruvr.ru/2011/01/06/38878562.html

1 комментарий:

  1. Так Друзья непросто ждать пришел к концу сегодня в субботу 31 октября 2015 года в качестве RWC 2015 Заключительный Австралии против Новой Зеландии состоится Twickenham в 4:00 местного , 4:00 GMT. Обе команды будут на пике своего друг против друга в Кубок мира по регби финал . Часы RWC Финал Новая Зеландия В.С. Австралия в прямом эфире здесь

    ОтветитьУдалить